Операция по поиску и подъему яхты
Отчёт о поиске и подъёме гоночной яхты олимпийского класса Солинг (в СССР класс 22) в акватории Новосибирского водохранилища
11 июля 2020 мне поступил звонок от знакомого яхтсмена о том, что 9 июля на море был шторм и ветром положило яхту с экипажем. Экипаж спасся, но яхта утонула. 11 июля началась поисковая операция на судне, оборудованном эхолотом. Яхта была найдена на третий день поисков, в понедельник 13 июля. Мне позвонили и сказали, что нашли. Есть четкая картинка на экране прибора. Собрав снаряжение и взяв баллоны с воздухом я выдвинулся в яхт-клуб, где меня ждала лодка.Прибыв в порт и проведя беседу с капитаном поискового судна я выяснил, что определив место затопления они поставили точку на карте, но не выбросили маркерный буй и вернулись в порт. Погрузились на борт и вышли в море. Пришли на точку, выбросили буй и стали искать яхту физически. Судя по прибору на дне она стояла на киле, мачта находилась вертикально. Была применена методика тралинья цепью между двумя судами радиально вокруг судна на якоре. Сделав полный круг и не получив результат мы немного сменили точку. На втором проходе нам показалось, что зацепили. Я стал готовиться к погружению для разведки. Время было 20:24. Спуск проводил по концу тральной цепи. Видимость на поверхности около 70 см. По мере погружения солнечный свет пропадал. На глубине 6 метров естественное освещение закончилось. Так же я попал в плотное облако взвеси. Показания приборов увидеть было очень сложно. На 9 метрах видимость увеличилась до 30 см. Меня удивило отсутствие термоклинов. На максимальной глубине температура воды была 23 градуса. Продолжая погружаться по цепи я лёг на дно на глубине 11,3 метра. Дно ровное, толстый слой ила, как сметана. Не обнаружив яхту я поднялся на поверхность и пошёл по другому концу цепи. Так же лёг на грунт. Зацеп оказался ложный и мы продолжили искать лодку тралом. Через какое-то время случился ещё один зацеп. Спуск под воду оказался пустым. Зацеп был за грунт. Цепь зарывалась в ил и создавала иллюзию зацепа. Солнце почти село и мы свернули поисковую операцию до утра.
На следующее утро в море вышли два судна. Одно с прибором и моторная лодка. На точке ходили с прибором разными курсами, уточняли точное местоположение, ставили дополнительные буи. После опять пытались зацепить цепью. На одном из проходов было ощущение зацепа. Погружение показало, что зацеп был ложный. Было принято решение немного поменять точку. Выбирая якорь случайно зацепили искомую яхту за мачту.
Взяв кормовой подъёмный конец я начал погружение по якорному концу. На глубине 4,5 метра я наткнулся на парус и испытал радость от находки. Опустившись по парусу до палубы я пришёл на нос, но мне нужно было на корму. Палуба была на глубине 11 метров. Пошёл по правому борту в сторону кормы. Шёл на ощупь. Видимость была около 15 см. Дойдя до кормы я зацепил карабины подъёмного конца за проушины по бортам. После этого мной были сделаны погружения, где я завёл основные опорные тяги под Киль со стороны носа и со стороны кормы, но со стороны кормы я не смог обойти перо руля, оно полностью было в иле. Собрав основные тяги в центре лодки над килем в один узел, закрепил за него основной подъёмный конец с полиспастом, так же закрепил за нос буксировочный конец. После этого мы начали проводить операцию по подъёму.
Основной и кормовой полиспаст были зацеплены за большие надувные плавучести, а тяговые концы были выведены на парусные лебёдки поискового судна. Работая лебедками начали втягивать оба конца. В носу утонувшей яхты было 10 пустых бутылок по 19 литров для дополнительной плавучести, по этому нос был приподнят относительно кормы. Оторвав лодку от грунта мы начали буксировать её в сторону аванпорта. По мере движения гидродинамика работала нам на пользу и лодка всплывала. Полностью выбрав лебёдки лодка находилась на глубине 5,5 метров по килю. Дойдя до аванпорта уже по темноте мы уткнулись в дно килем и были вынужден оставить лодку на ночь там. Утром приступили к дальнейшему подъёму. У лодки почти отсутствует место, куда можно добраться и уложить надувные понтоны под палубой. В процессе погружений на глубину около 3-х метров было уложено и накачано три небольших плавучести. Так же под основной силовой узел была заведена надувная лодка и накачана. После этого яхта привсплыла и мы подтянули её под нос большого корабля, который стоит на приколе. Нос корабля выдаётся далеко вперёд и это позволило нам закрепить на нём основной подъёмный полиспаст. После чего силой больших человеческих сил мы потихоньку поднимали лодку. Когда из воды вышел кокпит мы поставили электропомпу, которая начала откачивать воду. По мере откачки воды нагрузка на подъёмный механизм ослабевала. Через 2 часа нагрузка полностью ушла и лодка была на плаву, но в ней оставалось ещё много воды. Взяв яхту на буксир мы пошли на лодочную станцию, где подвели под неё телегу и вытащили из воды. После этого открыли кингстоны и слили остатки воды из яхты.
Спасательная операция была завершена в 23:58 16 июля 2020.
В операции принимали участие: яхта «Маэстро» с экипажем, резиновая моторная лодка с капитаном утонувшей яхты.
Подводные работы выполнял я, Мичурин Сергей Андреевич дайвер AOWD, Search and Recovery Diver.
Было сделано 14 погружений общей продолжительностью 79 минут.